Как легко проверить бизнес-идею, не разрабатывая продукт
Часто предприниматели (и особенно технологические) откладывают запуск и продвижение до момента, когда разработают продукт. При этом, мало кто может уверенно ответить на вопрос, какие рамки определяют этот «достаточно разработанный» и «достаточно готовый к продвижению» продукт; в процессе рамки расширяются, а тот самый момент часто откладывается. В этой статье расскажу, как мы тестируем бизнес-идеи и помогаем тестировать их другим, не разрабатывая при этом самого продукта.
Дисклеймер. Если сказанное ниже вам кажется очевидным, я искренне рад — на самом деле. Проблема в том, что для многих это не так — это я вижу по нашим клиентам. Поэтому я тут пытаюсь не подать очевидное как новое знание, а распространить существующие знание и опыт.
Начну с пары историй. Я потерял на неудачных запусках продуктов миллионы рублей. К счастью, удачных в итоге было больше, но, разумеется, случались и фейлы. Два самых эпичных: эксклюзивное дистрибьюторство детской одежды из Финляндии и сервис печати на чехлах для смартфонов.
Первая история произошла в 2012 году, вторая — в 2014-м, так что делайте скидку. Не вдаваясь в подробности, обозначу итоги: 80% закупленной одежды передали в благотворительный детский фонд, а сервис печати на чехлах я продал за три копейки, при том что за оборудованием для него я летал в Китай (привез, но не использовал) и Германию (не привез), а в результате купил в Англии. За совокупную стоимость оборудования и сайта с крутейшим конструктором чехлов, с помощью которого мы это все продавали, тогда можно было купить очень приличную новую машину.