Уберизация грузовых автоперевозок: обзор российских игроков
В 2022 году рынок грузовых автомобильных перевозок в России составил ₽5,2 трлн. Несмотря на все сложности на фоне СВО (запрет на перевозки в ЕС, ограничения на трансграничные платежи и приостановка поставок импортных комплектующих), рынок вырос на 6% год к году. По прогнозам Strategy Partners, к 2030 году он может увеличиться еще на 40%. При этом, такой рост возможен только при условии дальнейшей цифровизации отрасли.
Одно из преимуществ цифровизации b2b-логистики — прекращение бумажной волокиты. Внедрение безбумажного документооборота стимулирует государство: в 2020 году был запущен эксперимент «цифровая накладная», с 2021 года электронная документация была приравнена к бумажной. Второе преимущество цифровизации — устранение посредников. Российский рынок крайне фрагментирован, доля крупных перевозчиков невысока. Для грузоотправителей это означает головную боль при поиске и взаимодействии с большим количеством мелких, часто неофициальных, перевозчиков. Агрегаторы, соединяющие грузоотправителей и владельцев ТС напрямую, помогают решить такую проблему.
В материале — российские компании и стартапы, которые стремятся трансформировать во многом теневую отрасль, привыкшую опираться на телефон и бумагу.